Гусеничная лента — это компонент ходовой системы спецтехники, обеспечивающий высокую проходимость в сложных условиях.
Конструктивные особенности гусеничного хода
Гусеничная система позволяет поднять качественные показатели функционирования техники. Конструкция движителя состоит из нескольких элементов:
- Пары гусениц.
- Двух ведущих и двух направляющих колес. Ведущие звездочки перематывают ленту и преобразуют собственное движение в поступательный ход техники. Колесный привод предусмотрен на всех моделях гусеничных бульдозеров, тракторов. Благодаря устройству обеспечивается высокая проходимость машин, предотвращается погружение в грунтовую поверхность.
- Опорных катков. Принимают на себя основную нагрузку спецтехники, равномерно распределяя ее по поверхности гусеницы.
- Поддерживающие катки. Поддерживают верхнюю часть гусеницы, не допуская ее провисание и обеспечивая правильность направления движения.
Число катков варьируется в зависимости от вида транспортного средства.
Техника с гусеничной системой подходит для эксплуатации в сложных и экстремальных условиях. Она активно применяется в горнодобывающей и нефтяной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, лесной сфере.
Из-за особенностей конструкции движителю на гусеницах свойственны следующие недостатки:
- повышенный износ контактирующих элементов;
- попадание между катками и гусеницей загрязнений;
- деформация звеньев из-за неравномерной нагрузки.
Долговечность и надежность системы гусеничного хода зависит от регулярности проведения техобслуживания и ремонта, а также условий ее эксплуатации.
Преимущества применения
Бульдозеры и трактора, работающие на гусеничном ходу, обладают следующими достоинствами:
- высокая проходимость;
- плавность передвижения, особенно по неровным поверхностям;
- высокое тяговое усилие.
Гусеничный ход повышает производительность сельскохозяйственного и строительного оборудования. Его большая площадь равномерно распределяет вес тяжелых механизмов, уменьшая давление на почву до 80% в сравнении с колесной базой.
Виды гусеничных лент
Гусеничная лента — это замкнутая цепь, состоящая из звеньев, которые между собой соединены шарнирным способом. Расположенные снаружи специальные выступы «грунтозацепы» обеспечивают ее сцепление с грунтом. Существует несколько критериев для классификации гусениц:
- материал изготовления;
- сфера эксплуатации;
- особенности конструкции;
- соединение звеньев;
- вид траков;
- возможность передвижения по асфальту.
Большинство гусениц оснащено открытыми или резинометаллическими шарнирами. Выбор типа гусениц обусловлен ее предназначением. Гусеничный движитель устанавливается на транспортное средство, разработанное для передвижения на сложном грунте.
Характеристики и применение различных материалов:
- Металлическая. Для эксплуатации в суровых условиях. Отличаются длительным сроком службы, повышенной прочностью. Не предназначены для перемещения по асфальтовому покрытию. Деформируют дорожное покрытие.
- Резиновые. Практичные, удобные и легкие в эксплуатации. Устанавливаются на легкую спецтехнику, предназначенную для работы в городских условиях.
- Резинометаллические. Сочетают в себе достоинства резины и металла. Практичные, прочные и легкие. Используются на тяжелой технике.
Гусеничная лента подбирается с учетом условий эксплуатации техники:
- для работы в городе — резинометаллическая, резиновая;
- для передвижения по склонам или слабому грунту — из резины;
- зимой — из металла.
Ширина гусеницы подбирается с учетом специфики работы. Широкие модели отлично подойдут для мягкого и вязкого грунта. Они минимизируют риск повреждения поверхности. Для эксплуатации на каменистой поверхности стоит выбирать изделия из металла.
При выборе элемента ходовой системы необходимо учитывать конструкцию, массу и год выпуска транспорта.