
В процессе техобслуживания автомобильных, гусеничных кранов специалисты выполняют различные манипуляции: проверки, обновления двигателей, подвесок, тормозных систем и других компонентов, конструктивных элементов. Запасовка троса в этом перечне работ занимает особое место. Что важно знать о ней?
От чего зависят грузоподъемность и прочность?
Благодаря указанной операции особо прочное стальное грузоподъемное оборудование сохраняет свои прочностные характеристики. Таким образом увеличивается срок его службы, оно надежно обеспечивает безопасность людей в процессе осуществления грузоподъемных работ.
Выполнение запасовки — обязанность каждого крановщика. Он должен осуществлять ту до выезда на объект. В сложных же случаях для данной манипуляции нанимают персонал специализированных организаций.
Запасовка троса подразумевает изменение расположения стального каната в полиспастах. Оно должно быть корректным. Полиспасты у специальных ТС представляют собой образующие единую систему с канатом блоки-звенья. Количество последних варьируется от 2 до 4 единиц.
Указанные параметры влияют на грузоподъемность гусеничных, автомобильных кранов. Грузоподъемные характеристики оборудования, в свою очередь, зависят от количества блоков-звеньев. Чем оно больше, тем выше вес грузов, перемещаемых спецтехникой.
Технологически правильная, безопасная работа с тяжелыми грузами может осуществляться при условии, что нагрузка между рабочими узлами полиспастов распределена равномерно. Указанные конструктивные элементы требуют как осмотра крановщиками перед началом операций подъемов грузов, так и регулярной проверки, замены (не менее 1 раза в полгода).
Во втором случае лучше работы заказывать у специалистов Группы компаний Альянс Плюс. Тогда есть 100% гарантия, что запасные части к автокранам, как и к другой грузоподъемной спецтехнике, являются оригинальными.
Как правильно выполнять операцию?
Безопасное перемещение груза обеспечивается, когда трос раскручивается правильно. Если он неправильно размещен, это приведет к быстрому истиранию его волокон, сокращению срока службы стального каната. Запасовка троса имеет определенный технологический алгоритм.
Последовательность выполнения операции:
- Проверка троса на наличие повреждений. Участки каната, где обнаружены дефекты (в том числе обрывы проволочек, вмятины, заломы), должны быть, согласно требованиям ГОСТа 33718-2015, выбракованы.
- Определение точек начала и конца запасовки.
- Размещение запасных спиралей на тросе на одинаковом расстоянии между ними. Указанные элементы выполняют роли фиксаторов, препятствующих смещению каната.
- Натягивание троса между звеньями так, чтобы у него не возникало лишнее напряжение. Тут важно обращать внимание на направление его спиралей. Они должны располагаться на одной плоскости. Перекручивание указанных конструктивных элементов недопустимо. Если такой дефект обнаруживается, следует исправить его, остановив натягивание каната.
- Тестирование. После него спецтехника может быть допущена к выполнению операций с тяжелыми грузами.
Обратите внимание: в каждом случае после тестирования должны быть оформлены документы, подтверждающие качество элементов крана, использованных материалов, запчастей (если выполняли ремонт), работоспособность техники, применяемой для грузоподъемных работ.
Почему запасовку следует поручать социалистам?
Такой подход позволяет избегать технологических ошибок и связанных с ними проблем. Так, одно из наиболее типичных нарушений, допускаемых при выполнении данной манипуляции персоналом, не имеющим специальной подготовки: неправильное расположение каната на лебедочном механизме.
Трос должен быть намотан на барабан равномерно, плотными рядами. Набегающая на барабан часть каната должна занимать строго определенное положение. В конструкции лебедочного механизма главный ориентир: ось барабана. Перпендикулярная ей плоскость — другой ориентир, от которого канат может отклоняться максимум на 2°. Отклонения же от указанных параметров значительно снижают его работоспособность.
Другая типичная ошибка: отсутствие контроля за направлением спиралей. Если оно выбрано неправильно, это приводит к нарушению функционирования всей системы запасовки на той или иной единице спецтехники. Как правильно определить и отследить направление?
Здесь вначале требуется проверить состояние каната в точке его крепления на запасовке или барабане. Тогда будет понятно, с какой свивкой должен быть трос: с правой или левой. В любом случае важно помнить: в состоянии его волокон не бывает безопасных дефектов! Даже если некоторые из них перетерлись, это уже указывает, что трос, находясь под нагрузкой, не прослужит долго.